Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:43 

ЛЕКЦИЯ (с пятилетия косплея)

Fighting Sasuke
fdteam.org.ua
"Косплей-постановка"

- Работа с командой
- Написание сценария
- Технические моменты подачи образа
- Немного режиссерского подхода





1. ВСТУПЛЕНИЕ

Почему надо ставить косплей постановки? Во-первых - это ярчайший элемент шоу на любом фестивале, всем зрителям интересно не только увидеть костюмы, но и действия, сюжеты, живые эмоции. Аниме-фестивали не обязывают тебя показывать непременно высочайшее театрально-хореографическое искусство (это не значит, что нужно абы что гнать на сцену), поэтому ты можешь попробовать себя, саморасковаться, почувствовать сцену, открыть в себе всевозможны таланты.

Когда ты смотришь аниме, и какой-то персонаж нравится тебе настолько, что ты начинаешь невольно ассоциировать его с собой, подражать его манере, волновать себя его проблемами – значит пора ставить косплей-постановку на сцене. Но только в том случае, если тебе и правда интересен твой персонаж, если ты желаешь перевоплотиться и раскрыть его образ – раскрыть перед всеми...

Кстати, если тебя просто попросили отыграть какого-то персонажа, который тебе не особо нравится — сделай его для себя интересным. Плохих ролей не бывает, надо просто уметь себя вдохновить: найти в каждом персонаже что-то интересное, что-то такое, чтобы ты хотел всегда сделать или изобразить, но только не в жизни. На сцене ведь можно делать все. Ну, почти все).



2. КОМАНДА

Вообще никогда не стоит делать того, что не интересно.
Именно поэтому мы стараемся никогда никого не заставлять что-то делать, никого не тянем в команду, а-ля "ты нам нужен для такой-то роли", а предлагаем, но только чтобы человек действительно загорелся, чтобы ему необходимо было выступать. Это прозвучит банально, но в команде все должны быть друзьями, и даже больше - все должны быть Командой, почти семьей. Максимум общих интересов, максимум общения вне репетиций и даже на репетициях... Некоторые, кто приходил к нам в команду отмечали, что на репетициях у нас не очень высокий уровень дисциплины, что мы перед репетицией обсуждаем за чаем насущные проблемы, что на репетициях часто допускаем посторонние шутки и разговоры, но без этого ни как. Это не работа и не армия, косплей-постановки должны оставаться отдыхом после работы и учебы. В команде должно быть позитивное расположение к каждому ее члену, полное доверие. Кстати, половина шуток рождается именно за отсутствием дисциплины на репетициях...

Доверие - это когда люди настолько близки, что не хотят друг-друга подводить. Это - полная ответственность и осознание, что все, что ты делаешь - непосредственно нужно и интересно ТЕБЕ.

Поэтому в косплей-команде просто необходима демократия - взаимные решения во всех ситуациях в теплом кругу, следить, чтобы все были в курсе происходящего, и чтобы у всех было понимание происходящего, заинтересованность.

Я хочу сказать, что если нет в команде взаимной чистой дружбы и доверия - есть куча вещей, которая может в один миг разрушить и разругать всю команду. Особенно опасный момент командного косплея - когда кто-то предлагает косплеить новое аниме, и все начинают разбирать оттуда персонажей... И еще - какая кому роль отведена в сценке: кому-то больше, кому-то меньше. Но ведь неинтересных ролей действительно не бывает!

Взаимная помощь в команде - это не взаимное грузилово. То есть если сокомандник всегда готов прийти к тебе на помощь - это не значит, что надо заставлять его дошивать твой костюм и в поезде, и в гостинице до четырех ночи, так тоже бывает... Вообще - косплей-команды - это такое тонкое дело: надо уметь совместить бескорыстную дружбу с довольно упорным трудом, организацией и шоу-бизнесом, в конце-концов...

Какая бы ни была бесконечная демократия в команде - должно быть и официальное лицо, и только одно. Потому что мне встречались разные варианты команд... Просто чтобы элементарно не вышло так, что кто-то договаривается с организаторами про одно, а кто-то про совершенно другое. А команда вообще ни о чем не знает. Лидер команды не решает все за всех.



3. СЦЕНАРИЙ

Любая косплей-постановка начинается со сценария, а сценарий - с идеи. Идеи могут рождаться у кого-то одного, а вот сценарий надо писать в идеале - втроем. Каждая идея и каждый поворот сюжета обсуждается во всех вариациях, а потом голосуется - что более выгодно будет смотреться на сцене, что понятнее каждому.
Вдвоем голосовать нельзя), поэтому три головы, по моему опыту - это хорошее число, если вы не крутые писатели Дьяченки или Капрановы, а простые анимешники.

ВСЕГДА пишите так, чтобы было понятно всем, кто не смотрел аниме, которое вы косплеите. Постарайтесь расскрыть каждый образ, рассказать о нем в начале через других персонажей, желательно.

Шутки использовать в сценарии нужно. Но когда вы пишите шутку - вы действительно должны сами с нее хохотать. Все, кто пишут сценарий - должны смеяться с нее. Более того на следующий день можно проверить шутку на остальных членах команды. Если не прокатило - скорее всего шутку в сценарий вписывать не стоит.
Кстати, если вам пришла в голову первая попавшаяся классная шутка - подумайте, не прийдет ли она первой сценаристам остальных команд... Потому что в противном случае мы получили фестиваль, на котором три команды исполняли на скрипочке одну и ту же песню Александра Рыбака...

То же дело обстоит и с драмой. Я не скрою, что когда мы пишем очень грустную сцену, а таких у нас пока было не много - мы сами, наша сценарная группа, - чуть ли не плачем. Правильно подобранная музыка иногда берет на себя более 60% эмоционального воздействия, но, понятное дело, на одну музыку надеяться не стоит.

Старайтесь не повторять сюжет аниме, его же уже смотрела публика, на которую вы рассчитываете, а лучше, чем само аниме - вы навряд ли сделаете на сцене.

И вообще есть такая хорошая штука, придуманная умными людьми, как стандартные элементы сценария: представление персонажей, завязка сюжета, развитие действия, кульминация, развязку и так далее... Сюжет обязательно должен идти с накатом от спокойного к более напряженному, чтобы удерживать внимание, иметь ошелюмляющую, НЕПРЕДВИДЕННУЮ кульминацию. Меньше длиннющих диалогов на сцене, больше интересных действий: зритель - не слушатель, а вы не ставите аудиоспектакль. Мало кто из анимешников может поставить длиннючий диалог умело и напряженно, сохраняя внимание зрителей. Если в театре себе это могут позволить - то нам до этого далеко.

Я очень попрошу всех - плагиат для вас должен быть табу. Услышанный анекдот нельзя вставлять в качестве шутки, а косплей-постановку, которую вам так захотелось хотя бы частично перенять - обязательно смотрело пол зала. Допустим, вы захотели написать сценку в стихах, и для этого решили просто взять "Сказку про Федота-Стрельца" и повставлять местами свои имена и окончания фраз - это плохо. Очень многие слышали сказку про Федота, и им будет скучно на вашем выступлении. Держите дистанцию между пародией и плагиатом.

Еще очень важная штука - старайтесь не допускать три самые распространенные ошибки сценариста:
1. Зрители слишком глупые, и поэтому им надо все дотошно разжевать.
2. Зрители слишком глупые. Они все равно не поймут моей великой идеи, поэтому пусть мучаются замудреным сюжетом.
3. Зрители наверняка думают так же как я, и, конечно, смогут понять все мои намеки и недосказанности.
Поэтому сюжет и мораль часто недосягаемы для ума простого анимешного зрителя.

Сейчас многие любят ставить постановки - используя максимум патетики, темы смерти и несчастной любви. Это красиво, когда стильно. Когда обусловлено идеей и костюмами... А когда на сцену выходят Рицка и Соби и начинают толкать диалог про жизнь, это может быть неинтересным.

Если вы вдруг захотели до глубины души пронять зрителя - есть очень хорошее театрально правило для того, чтобы зритель лучше воспринимал и проникался сказанным: о простых бытовых вещах говорить пафосно и глобально, а о сильных вещах, как смерть, жизнь, вечность, любовь, - говорить буденно и с мелочами.

Например, если я скажу - "Мой муж! Вчера! Свел счеты с жизнью, и ничто теперь не вернет его к свету!" Печальное событие. Но подобная фраза, не смотря на горе персонажа, может вызвать даже смешок в зале. А если актер скажет спокойным голосом: "Я пришла домой с работы, думала сделать горячий кофе, потому что после мороза хотелось побыстрее согреться. Воды в кране не было - пошла набрать чайник в ванную и нашла своего мужа, совсем бледного и холодного на полу... " Сильнее ли прочувствует зритель фразу, в которой нет пафоса смерти?... Или например: "В Африке народ истощен голодом! Он вымирает селениями!" А если я скажу: "Когда я вышел из машины на пыльную улицу этого африканского селения, ко мне ринулись десятки маленьких детей, каждый из них был похож на живой скелетик, который с надеждой смотрел голодными глазами и протягивал тощую, как карандашек, руку..." Заставьте же зрителя проникнуться будничными мелочами.
Решайте, может ли черно-белый пафос вызвать бОльшие подлинные эмоции?

А если говорить глобально и пафосно о таких вещах, как носки, мытье посуды и колорадские жуки - можно тоже добиться поразительных результатов от зрителя, только в другом направлении.

Хочу пожелать побольше читать разнообразной литературы, смотреть побольше фильмов и ходить в театр - чтобы черпать интересные приемы и вдохновляться. Большинство создателей косплей-сценок зачастую пишут такие глупые плоские сценарии на уровне панцу и яоя, и только про это, как будто рассчитывают на аудиторию из сплошных пятиклассников. Даже если пятиклассники смеются с глупых шуток - гораздо приятнее им будет смотреть более умную сценку, так же как и приятно им посмотреть фильмы "Пятый Элемент", "Гладиатор", "Аватар" со смыслом и идеей... И все-таки подумайте, какое большое количество людей, студентов высших учебных заведений, работающих людей от 20ти до 30ти лет сидят в зале и смотрят ваше творчество...

Косплей-постановка на сцене - это отличный шанс сказать всему залу ту мысль, какую вы всегда хотели сказать. Неужели, все, что вы хотите сказать со сцены - это "панцу" и "Яой"? Или про пьяных Акацки?



4. ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ

Вот вы приступили наконец к репетициям своей постановки.

Во-первых, выступать - кому-то легче, кому-то сложнее, но всей команде слажено выступить на сцене - очень не просто. Появляются непредвиденные заминки и завтыки, поэтому репетировать надо еще тогда, когда кажется - уже все готово. Причем репетировать нужно абсолютно со всеми подробностями - выход с расположением кулис, расположение актеров на сцене, и по отношению к друг-другу, стойки, жесты, поклон, то, как берешь микрофон и то. как вставляешь его обратно. Желательно знать, сколько будет микрофонов на фестивале, отнять от этого количества один и репетировать точным количеством замаскированных под микрофоны бутылок или палочек.

Начинайте репетиции с хорошей разминки: тела, голоса, психологической разминки. Понятно, что они необходимы для того, чтобы настроиться на репетицию, раскрепостить, повысить возможности и амплитуду вашего тела. Потому что на сцене все движения должны быть более выразительными и и яркими. Анимешники - вообще люди, которые привыкли к преувеличенным жестам и телодвижениям. Хорошая разминка разогревает тело, заставляя его высвобождать на репетиции больше потенциала, расширяет область допустимой амплитуды действий.

Речь и голос - такие же же важные инструменты, как и руки-ноги, и пользоваться им на сцене так, чтобы зрителям было приятно - не очень просто. Микрофон - не волшебная палочка, которая делает сказанное вами идеально слышимым. Во-первых, микрофоны часто барахлят, разряжаются, звук идет как через вату...

Во-вторых, многие допускают самые простые ошибки в работе с микрофоном:
1. Если вы говорите в микрофон - говорите в микрофон! Когда водите головой - двигайте микрофон за своим ртом.
2. Старайтесь особо не прыгать и не совершать кучу телодвижений, когда говорите. Это сбивает речь, и зритель может не расслышать сказанного.
3. Если зритель не расслышал хоть слово - его это очень раздражает, внимание его теряется. Поэтому очень важно на репетициях научиться говорить достаточно громко и четко, не мямлить и не тараторить. Не глотать окончания. То есть пытайтесь говорить более плавно и звучно.
4. Когда в сценке надо закричать - не орите в микрофон совсем надрываясь и не срывайтесь на ультразвук. И не забудьте во время крика отвести микрофон чуть подальше.

Кстати, микрофон - это очень хрупкая техника, так что не следует его сильно трясти, класть под ноги перед танцем или постановочным боем, а тем более кидать его сокоманднику в сценке - авось долетит...

Можно, конечно, записать всю постановку монотреком, но это тоже влечет за собой еще большие проблемы, а эффектность сценки сильно падает.

Многие ассоциируют косплей-сценки с театром, и, возможно, надеятся когда-то достичь настоящего театрального уровня. Но в театре никогда не выступают под записанный звук! Организм человека взаимосвязан, все пропускается через мозг, и только фраза может родить правильный, сильный и живой жест, только жест может вызвать нужную сильную эмоцию в голосе. Если вы говорите в одно время, а двигаетесь в другое - не надейтесь пронять зрителя и вызвать у него сильные эмоции.

А люди приходят на шоу за вашими эмоциями. Они жаждут видеть чувства, а в монотреке чувств я еще не видела ни разу.

Если актер хоть чуть-чуть не зажат и стремится к признанию - он намного лучше скажет фразу перед залом, полным зрителей, чем в студии перед микрофоном.
И только ваше волнение на сцене поможет вам ощутить подлинные переживания персонажа и сказать что-то невероятно новое и живое.
Не говоря уже о том, что когда в записи попадаются удачные шутки - фонограмма не ждет, пока отсмеются зрители, и пол минуты сюжета пропадает в хохоте зала.

Если же вам все-таки надо записать монотрек - не проговаривайте свои фразы сидя в кресле. Активно делайте движения и жесты вашего персонажа. И обязательно сделайте перед записью голоса обычную разминку.

Продолжая репетировать вашу постановку - помните, что не стоит распологаться слишком глубоко в сцене, пусть лучше действия происходят поближе к зрителю.Самое главное - никогда не поворачивайтесь к зрителям спиной, если. конечно, это не обусловлено концептом сцены... Зритель хочет видеть вашу мимику и эмоции, а не спину.



5. РЕЖИССЕРСКИЙ ПОДХОД

Никто из нас не является профессиональным режиссером, но каждый иногда чувствует, что мог бы подсказать другому, как лучше сыграть, или как лучше поставить ту или иную сцену. Во-первых - говорите! Я считаю, что в команде каждый, у кого возникла удачная мысль и пожелания по поводу любой части постановки - должен высказаться. Это развивает команду и делает сценки максимально хорошими.

Продумывая постановку - постарайтесь сделать КАЖДЫЙ образ максивально ярким и запоминающимся. Найдите, придумайте больше, чем нужно узнаваемых фраз и действий, чтобы полностью расскрыть образ. То есть ни один персонаж не должен быть НИКАКИМ, стоять в сторонке, просто ходить, просто говорить в общем. Больше интересных жестов, больше жизни на сцене, каждый взгляд, походка, каждый шаг - должны соответствовать образу, быть яркими и осознанными, делаться для определенной цели. Просто стоять на заднем плане и переминаться с ноги на ногу, ожидая, пока на переднем кто-то ведет действие - непозволительно. Персонаж должен жить каждую минуту на сцене, находиться естественно и реагировать на ВСЕ происходящее.

Чтобы образ на сцене был правдоподобным - надо не просто скопировать все жесты и мимику персонажа. Необходимо влить его в себя, то есть поверить его идеалам, представить себя на его месте, хотеть достичь его целей, спросить себя - если бы я был этим персонажем, этого возраста, с этой проблемой - как бы я себя вел?

Кстати, если сценарий уже написан и распечатан - это не последняя инстанция. Если посреди репетиции вы поняли, что ваш образ подсказал вам лучшую формулировку фразы - это отлично, потому что сценарист, возможно не так сильно чувствовал вашего персонажа.
Также не заучивайте на репетициях наизусть все свои позы, жесты, интонации. Каждый раз находите НОВУЮ ВАРИАЦИЮ произносимого - это научит вас более гибкому поведению, подготовит к возможной импровизации на сцене, сделает образ живым и незазубренным.

Еще лучше избегать длинных диалогов. Во время каждого разговора - может быть действие параллельно. Продумайте, чтобы активные действия всегда сопровождали затянутые сцены, но всегда жест лучше делать до, или после фразы, чтобы не смазать сказанное.

Оформляя постановку - наполните ее многочисленными хорошими саундтреками. Внимание - учитывайте вкусы аудитории. Если ваша любимая песня "Золотые Купола" уж очень круто подходит в данной сценке, стоит подумать, а комфортно ли будет слушать такую музыку анимешной аудитории, которые в основном привыкли к аниме ОСТам, джей-року, просто року, какому-нибудь брит-попу, в крайнем случае к к-попу..?

Живым выступление непременно сделает большое количество несложных, но синхронных танцев, элементов постановочного боя. Танец можно вставить вначале, шикарно смотрится финальный танец, если он, конечно подходит вам по сюжету.
Но хореографические части обязательно нужно снова и снова репетировать, потому что любые несинхронности видны, и импровизация тут уже не работает. Не забывайте во время танца думать не про то, какое следующее движение вам делать, и как бы не сбиться, а про то, что вы должны или улыбаться, или держать свой образ - в общем, выглядеть со сцены красиво.

Еще серьезнее надо относиться к любому постановочному бою... По-настоящему серьезно. Во-первых, репетировать, пока все не будет доведено до полного автоматизма, чтобы бой смотрелся реалистичным и правдоподобным, чтобы успевать играть во время боя, зрители это точно оценят. Во-вторых, часто бывают настоящие травмы, не совместимые с радостями анимешной жизни... Всегда делайте максимальную разминку.


Храните свое здоровье перед выступлением, чтобы не подвести команду.




При копировании и использовании текста искренне прошу отписываться тут и ставить имя автора)...


 

@темы: Творчество, "Театр", "Постановки", "Лекция", "Косплей"

URL
Комментарии
2011-02-17 в 01:56 

Akuma_kawaii
Ложь поэзии правдивее правды жизни (с) Оскар Уайльд
оооооой, это так круто!
слушай, ты невероятно талантливо и правильно пишешь! я в восторге!!!!

2011-11-28 в 01:01 

Жалко, но порой необходимо сменить образ жизни. И писать такие грамотные посты.

URL
2011-11-28 в 15:46 

Fighting Sasuke
fdteam.org.ua
Спасибо, гость)

URL
   

Ненужный дневник

главная